Большинство заказчиков объединяет одно – искренняя уверенность, что разработка логотипа не может занимать больше 2-3 дней. И цена такой работы предполагается соответствующая. При этом они ожидают получить несколько вариантов (желательно даже концепций) и возможность неограниченного количества правок. Они говорят: «Потому что хочу посмотреть варианты, например, подкорректировать цвет и пару линий».
Небольшое исследование ценовой политики на площадке Upwork подтверждает: цены на логотипы, предложенные заказчикам, в большинстве своем колеблются от $20 до $100. Со сроками все обстоит еще интереснее — если исследование по российским компаниям показало в среднем от 2 дней до 4 недель, необходимых на создание, то на апворке чуть ли не в каждом третьем случае требуют результат уже в течение 24–48 часов.
Но так ли все просто, как кажется? Ряд подводных камней таит в себе даже изначальное определение логотипа.
Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Рассмотрим эту самую «сущность», которую идентифицирует логотип и которая является его краеугольным камнем. Скрытый смысл, определенное сообщение, которое отражает суть деятельности компании, можно увидеть почти во всех логотипах (особенно в самых общеизвестных и, на первый взгляд, простых).
Например, широко известный логотип веб-сервиса Amazon со стрелкой от буквы А до буквы Z внизу — это не просто название компании с оригинальным знаком. Стрелка указывает на конкретные буквы: A и Z. Его создатель таким образом подчеркивает: на этом веб-сервисе вы найдете любые необходимые товары — от A до Z (в русском алфавите — от А до Я).
Но для того, чтобы наполнить логотип смыслом, отразив в нем цели, задачи и принципы компании, недостаточно знать, какие цвета предпочитает заказчик и какой стиль изображений ему близок. Ведь именно этот знак отличия – первое, что видит потенциальный клиент, партнер или кандидат на должность. Поэтому и подход обязан быть более основательным. Чтобы создать нечто действительно уникальное, необходимо следовать определенной стратегии. Только тогда на свет появится запоминающийся образ, который закрепится в понимании потенциальных клиентов и будет ассоциироваться с компанией вашего заказчика в будущем. Не день, месяц или даже год, а гораздо дольше.
В самом начале переговоров стоит объяснить заказчику (а лучше показать на примерах из портфолио), какая кропотливая работа вам предстоит, каковы будут ее этапы, а главное – насколько качественный и проработанный получится результат, если действовать именно так.
Попробуем взглянуть на процесс изнутри. Прежде чем дизайнер сядет за компьютер и приступит к отрисовке логотипа, важен подготовительный этап. Он играет решающую роль, предопределяет направление хода мыслей дизайнера и результат его работы. Причем полнота полученной информации и ее пригодность для дальнейшего использования – это забота менеджера по продажам. Он должен максимально точно обрисовать процесс работы, «разговорить» клиента, получить от него все важные сведения, узнать все нюансы и пожелания.
Конечно, можно отправить клиенту стандартный БРИФ или (для упрощения и ускорения процесса) задать вопросы в форме интервью. Но первые из них должны быть вовсе не о предпочтениях в части дизайна и использования логотипа на печати.
Это вопросы несколько другого характера:
- вид деятельности компании, продукты, которые она производит или услуги, которые предоставляет;
- целевая аудитория компании (возраст, образование), почему люди предпочитают работать именно с вами;
- позиционирование компании самим заказчиком (она дарит радость, упрощает работу, делает мир чище и лучше, поставляет уникальные товары, помогает качественно отдохнуть и забыть о проблемах, производит полезные продукты питания).
Вопросов может быть гораздо больше, а суть их сводится к глобальному пониманию бизнеса заказчика и формированию понимания бренда в целом.
Далее необходим анализ конкурентов вашего заказчика. Это полезно как для общего понимания сути деятельности, так и для выявления определенных тенденций в подаче логотипов и корпоративного стиля. И если заказчик хочет выделиться, сказать своим логотипом что-то особенное, не стоит делать «как у всех» (например, использовать для цветочного магазина витиеватый шрифт и изображения растений). Другой пример — многие косметические бренды класса люкс используют для декоративной косметики черный либо золотой цвет упаковки. И это придется учесть — в дальнейшем логотип обязательно будет размещаться на обертке товара, на баночках с пудрой или помадой.
Вот пример логотипа, который был разработан нашей командой для нового мужского аромата бренда Scent of Man. При работе мы сразу учли возможный цвет упаковки и предположили, каким образом фирменный знак нанесут на флакон с одеколоном.
Все эти мелкие и, казалось бы, незначительные детали формируют целостную картину, образ бренда и, как следствие, будущего логотипа. И только на такие исследования может уйти от пяти дней до нескольких недель – это фронт работ менеджера по продажам или маркетолога (если в штате компании имеется этот специалист).
После этого, уже имея на руках всю информацию, можно приступать непосредственно к созданию прототипа и дизайну. Здесь все может зависеть от творческой фантазии самого дизайнера и ряда факторов — сложности и уникальности сферы деятельности, особенностей, которые хочет видеть в логотипе заказчик. Поэтому срок сдачи заказа можно определить лишь весьма условно (какие-то идеи рождаются уже через час-два после начала работы, а какие-то нужно осмыслить, опробовать, переработать и снова осмыслить).
Когда логотип готов, не стоит торопиться и сразу отправлять его заказчику. Поскольку дизайнер, работавший над созданием логотипа, был непосредственным участником всего процесса, он понимает суть идеи, знает, каким путем к ней пришел, что навеяло или подсказало ему образ. Он видит его дальнейшее использование и интерпретации.
Но… что очевидно для одного, может быть неявно для другого. И зачастую готовый логотип сам по себе (на черном/белом/цветном фоне) может вызвать неоднозначную реакцию заказчика. Диапазон реакции — от «мне надо подумать» до негодующего: «Вы совершенно не поняли, о чем я вам говорил». Более того, если клиент заранее согласился на вашу цену, которая в разы выше заявленной им и готов был ждать результата, — он хочет получить логотип с эффектом «ВАУ»! Поэтому при представлении логотипа очень важны детали. Надо, как минимум, показать, как логотип будет смотреться на документах, канцелярии, футболке, обложке ежедневника, баннере и так далее — имеется множество вспомогательных наборов готовых мокапов, на которые его можно нанести.
Например, мы разработали логотип для компании, оказывающей консультационные услуги в сфере B2B. Цвета выбирал заказчик, и одним из требований было выделить букву «К», поскольку имя дочери заказчика – Керен. Для сравнения ниже – логотип сам по себе и нанесенный на мокап (к слову — данный логотип был принят заказчиком без единой правки).
Чуть сложнее – поиграть с вариациями самой идеи логотипа: цвет, линии, форма (одной из основных тенденций 2016 года были так называемые динамические лого, и тренд не теряет своей актуальности). Есть смысл показать, как можно преобразовать цветовую гамму в зависимости от использования логотипа на различных сайтах или трансформирования его для открытки – поздравления с Новым годом или 8 марта.
Логотип нашей компании используется минимум в трех основных цветовых разрешениях:
И решающим фактором может стать подробная презентация, где вы опишете с чем была связана идея и наглядно покажете, как создавался логотип (в нее можно включить скетчи, наброски от руки, фотографии предметов, которые натолкнули вас на эту мысль). Вы покажете процесс целиком, и сам клиент, ознакомившись с презентацией, наверняка проникнется вашей идеей. Готовый результат может отличаться от пожеланий заказчика, но, если вы сможете раскрыть лейтмотив своего замысла и подкрепить его весомыми аргументами, вероятность сдать работу, получив позитивный отзыв, возрастает в разы.
Конечно, далеко не все заказчики понимают суть этого процесса. Для многих он выглядит как простейшая работа, на которую опытному дизайнеру достаточно потратить сутки (при этом они ожидают, что логотип не уступит мировым брендам). Поэтому коммуникации, подробное описание, примеры из портфолио, продуманная презентация и ориентация на результат – вот основные составляющие успеха. Клиента нужно умело подвести к мысли: качественный и продуманный логотип, который не потеряет своей актуальности долгие годы и выделит вашу компанию из ряда конкурентов, став достойным товарным знаком ваших продуктов или услуг – это результат поэтапной работы и грамотного подхода.